Ну, как обычно, захотелось мне в пятницу сходить в кино на ночь нон-стоп.
Но! Это будет не совсем обычная ночь. На нее приходится окончание моего ДР. Потому что я самый что ни на есть счастливейший человечек, умудрившийся родиться Стрельцом-Драконенком, да еще и в последний день осени. И стукнет мне 19 лет, и буду я совсем взрослая девочка) Поэтому если кто меня увидит там, то может смело подходить, говорить хорошие слова или просто обнимать =)
А программа на эту ночь такова:
30 ноября – «Ночь Дэвида Линча: Император иллюзий»
«Внутренняя империя» + «Малхолланд Драйв»
Для тех, кто фильмы не видел пара не то отзывов не то критических статей:
Внутренняя империя«Внутренняя империя» (Inland Empire) Дэвида Линча упраздняет последние границы между кино, сном и, наверное, смертью. Фильм идет не то три часа, не то три секунды, и это совершенно не важно — в обмороке времени нет.
Первый же эпизод превращает сюжет в ленту Мёбиуса: в голливудский особняк актрисы Никки Грейс (Лора Дерн, игравшая у Линча в «Синем бархате» и «Диких сердцем») стучится соседка и, шаря безумным взглядом по роскошной гостиной, интересуется ролью, которую Никки еще не получила. Нет, уже получила. «Если бы сегодня было завтра», — передергивается соседка, указывая кривым пальцем на пустой диван, и завтра отпечатывается в сейчас как кадр на кадре в фотоаппарате с заевшим затвором. Так же наплывают друг на друга Никки-актриса и Никки-персонаж фильма, который, в свою очередь, ремейк забытой польской ленты, не законченной из-за убийства исполнителей главных ролей.
Разумеется, из голливудского павильона можно выйти прямо на заснеженную черно-белую улицу Лодзи, похожую на фильм Алексея Германа. Бесполезно бежать за кем-то, подглядывающим за тобой сквозь декорации, потому что этот кто-то скорее всего ты сам. А вот к телесериалу из семейной жизни гигантских прямоходящих кроликов, который нам время от времени показывают, имеет смысл присмотреться: если в фильме и есть ключевые фразы, то произносят их, сдается, именно там.
В любом пересказе «Внутренняя империя» теряет часть своего безумия: язык требует логики, отличной от логики сна, зритель хочет понять, что он увидел, критик, хуже того, — объяснить. Название подначивает поддакнуть первым рецензентам «Внутренней империи»: да, это, пожалуй, путеводитель по кинематографу Линча. Но пользоваться им — как изучать Дублин по «Улиссу» Джойса. Тем не менее кое-что можно разложить по полочкам. Предварительно представив, что это полочки в кроличьей (кстати) норе, сквозь которую кэрролловская Алиса ныряет в Страну чудес.
«Внутренняя империя» выглядит финалом трилогии, естественным продолжением двух последних фильмов Линча — «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», которые рядом с новой картиной кажутся вдруг идеально понятными. Там, по крайней мере, были сценарий и четкая картинка. А «Внутренняя империя» — впервые у Линча — снята на цифровую камеру с неустойчивым фокусом, уплывающим цветом и таким эффектом присутствия, как будто режиссер позволил нам забраться к нему в голову, побыть Дэвидом Линчем. Авторский произвол граничит с хаосом, но ничего, как ни странно, не рушится, гипноз не рассеивается ни на минуту. У наваждения есть адрес: место действия трех последних фильмов Линча — Голливуд.
Все три в большей или меньшей степени — кино о кино. Линч, наверное, мог бы поправить затасканный еще в середине прошлого века афоризм Кокто «Кино показывает смерть за работой»: насильственную смерть. И не просто показывает. «Шоссе в никуда» начиналось с подброшенных видеокассет, на которых была запись еще не совершенного убийства. В начале «Внутренней империи» соседка вполне риторически спрашивает Никки: «В вашем фильме есть убийство?» Отрицательный ответ значения не имеет.
В кадре ли, за кадром, в голове персонажа или режиссера убийство должно быть. Поэтому страшная Лора Дерн в гриме бомжихи бежит по Бульвару звезд с отверткой в животе и корчится на буром пятне мостовой между двумя другими нищими, африканкой и азиаткой, несущей какой-то бред про поездку к подруге. Это сцена из тех, что входят в историю как примеры «абсолютного кино», феноменального чувства ритма и движения в кадре. Когда, в конце концов, камера отъезжает, мотор выключен, и мы видим, что это была съемка, кино, актриса продолжает лежать ровно столько, чтобы зритель успел подумать: «на самом деле», и понять бессмысленность этой фразы, и выдохнуть «гениально» за секунду до того, как это скажет режиссер — не Линч, а Джереми Айронс, играющий режиссера в фильме Линча.
Кино и смерть, по Линчу, похожи тем, что равно очевидны и непостижимы. Голливуд, где необходимо и невозможно умереть, — самое магическое место на земле.
Второй фокус, связывающий «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» и «Внутреннюю империю», тоже поясняет, как Дэвид Линч понимает природу кино. Есть много фильмов, которые уместно сравнивать со снами, но именно в трех последних лентах Линча схвачено главное сходство. Неверно, текуче, изменчиво все: интерьеры и лица, даже ты сам, вертящий глазными яблоками под пленками век, через секунду способен принять другое обличье — как и тот, кого ты не можешь догнать, коснуться или ударить. Неизменно лишь то, что между вами — чувство, одержимость: по ним всегда можно опознать того, кого преследуешь или от кого убегаешь, как бы ни мутировали истории и действующие лица.
Обвиненный в убийстве жены герой «Шоссе в никуда» превращался в тюремной камере в абсолютно другого, постороннего сюжету человека, чтобы встретить роковую блондинку с лицом убитой и вернуться к началу истории. В «Малхолланд Драйв» приехавшая в Голливуд старлетка до одури влюблялась в женщину, потерявшую память после аварии, потом обе оказывались кем-то другим, но страсть оставалась константой на любом повороте сюрреалистического сюжета. В лабиринте «Внутренней империи» такие точки эмоциональной опоры тоже есть, разве что их труднее нащупать. Хотя люди-кролики и нудят раз за разом одно и то же, имеющему уши мало услышать.
Из этого фильма выныриваешь, как из всамделишного сна, — с полным ощущением, что понял что-то очень простое и важное, но что это было, можно вспомнить, только если снова заснуть.
Малхолланд ДрайвМалхолланд драйв / Mulholland Dr. (2001 г., 145 мин.)
После чудовищной катастрофы на извилистой дороге Малхолланд драйв в живых остается только прекрасная темноволосая незнакомка. Пережив глубокий шок и потеряв память, она прячется в пустой квартире, где ее находит Дайан Сэлвин, приехавшая посмотреть на роскошный и манящий Лос-Анджелес. Искренне сочувствуя своей новой подруге, которая назвалась Ритой, Дайан готова помочь ей вспомнить, кто она и что с ней произошло. Твердо намереваясь найти ответы на все свои вопросы, девушки выходят из дома, устремляясь навстречу мрачным, пугающим тайнам ослепительного Города Ангелов...
Этот фильм не предназначен для того, чтобы его поняли. Этот фильм - фильм-ребус, фильм-загадка, разгадывать которую можно вечно. Также, как некоторые разбирают по кадрам фильмы Тарантино, есть люди, которые разбирают по кадрам этот фильм. И это стопроцентов не параноя, если, конечно, Дэвид Линч не шутил. Режиссер не дает ответа "что? где? когда?" происходит в этом фильме, он дает лишь подсказки, на основе которых фанаты строят свои безумные теории о сути происходящего. Это делается специально, чтоб так никто до конца и не смог ничего разгадать. Когда фильм остается загадкой, он продолжает цеплять, не оставляет в покое. Что-то подобное сотворил и Михаэль Ханеке в своем фильме "Скрытое".
Не думаю, что Линч считал главным в этом фильме именно Смысл, скорее та атмосфера мистики, таинственности и психоделического сна - вот истинная цель режиссера, которая с успехом и достигатся. Браво.
Лично мну очень интересно. И вообще буду рад...очень рад видеть много-много счастливых мордочек рядом)
Планы ( не Путина) на тяпницу
Ну, как обычно, захотелось мне в пятницу сходить в кино на ночь нон-стоп.
Но! Это будет не совсем обычная ночь. На нее приходится окончание моего ДР. Потому что я самый что ни на есть счастливейший человечек, умудрившийся родиться Стрельцом-Драконенком, да еще и в последний день осени. И стукнет мне 19 лет, и буду я совсем взрослая девочка) Поэтому если кто меня увидит там, то может смело подходить, говорить хорошие слова или просто обнимать =)
А программа на эту ночь такова:
30 ноября – «Ночь Дэвида Линча: Император иллюзий»
«Внутренняя империя» + «Малхолланд Драйв»
Для тех, кто фильмы не видел пара не то отзывов не то критических статей:
Внутренняя империя
Малхолланд Драйв
Лично мну очень интересно. И вообще буду рад...очень рад видеть много-много счастливых мордочек рядом)
Но! Это будет не совсем обычная ночь. На нее приходится окончание моего ДР. Потому что я самый что ни на есть счастливейший человечек, умудрившийся родиться Стрельцом-Драконенком, да еще и в последний день осени. И стукнет мне 19 лет, и буду я совсем взрослая девочка) Поэтому если кто меня увидит там, то может смело подходить, говорить хорошие слова или просто обнимать =)
А программа на эту ночь такова:
30 ноября – «Ночь Дэвида Линча: Император иллюзий»
«Внутренняя империя» + «Малхолланд Драйв»
Для тех, кто фильмы не видел пара не то отзывов не то критических статей:
Внутренняя империя
Малхолланд Драйв
Лично мну очень интересно. И вообще буду рад...очень рад видеть много-много счастливых мордочек рядом)